Творчество

В условиях перемен и неопределенности умение находить нестандартные решения становится все более ценным. Сегодня творчество из роскоши для избранных превращается повседневную необходимость для большинства.

Человек рождается с колоссальным творческим потенциалом, а к зрелому возрасту самостоятельных решений, многие теряют умение его использовать. К счастью, дремлющие творческие возможности можно пробудить.

Одной из причин избегания творчества во взрослой жизни может стать запрет и осуждение игры в детстве. Тяжелые детские воспоминания также способны блокировать творческую активность взрослого. Повзрослев, человек бессознательно избегает детского состояния, если оно связано с отрицательными эмоциями.

С помощью НЛП можно изменить отношение к детским воспоминаниям.

Исцеление вашего внутреннего ребенка и принятие собственной детскости открывает путь к спящим творческим возможностям.

Окружающий нас мир стремительно меняется. Очевидно, что в таких условиях неопре деленности и перемен остро необходимым становится умение быстро находить решения. В связи с колоссальными потоками новой информации, в том числе и профессиональной, растет потребность в людях, легко обучающихся и готовых к самообразованию. Творческая активность человека становится основой его благополучия, активизация творческого потенциала выходит в разряд жизнен но необходимых задач.

И речь идет отнюдь не о представителях творческих профессий. Имеется в виду творческий тип мышления, который дает возможность быстро принимать нестандартные решения. Это может проявляться в любой области человеческой деятельности. Такие требования внешней среды очень гармонично соотносятся с творческой природой самого человека. Каждый из нас — творец по рождению. Библейские тексты утверждают, что Господь создал человека по своему образу и подобию. Очевидно, что речь здесь идет не о внешнем сходстве. Богоподобие человека заключено в его способности творить, создавать прекрасное, новое, зачастую не похожее на то, что было сделано до него.

И современная наука подтверждает, что каждый из нас рождается с огромным творческим потенциалом. Исследования, проведенные в Гарварде, свидетельствуют, что творческие способности у детей до четырех лет находятся на уровне гениальности. По мере же взросления показатели начинают снижаться. Прослежена интересная и, увы, печальная закономерность: способность к творчеству у детей уменьшается по мере перехода с одной образовательной ступени на другую. Творческая активность в детском саду выше, чем в школе, и в школе выше, чем в высшем учебном заведении. Приходится признать, что, в целом, современное образование поддерживает развитие творческих способностей, а направлено, прежде всего, на обучение умению пользоваться готовыми образцами.

И вот возникает парадокс. Мы рождаемся, и наши творческие таланты рождаются вместе с нами. А к зрелому возрасту, когда они становятся нам так остро необходимы, многие теряют умение пользоваться своими творческими способностями, поскольку во время обучения они были не очень-то и нужны.

К счастью, потери эти обратимы. Человеческий мозг устроен так, что значительную часть подобных умений можно восстановить.

Так что же можно сделать для сохранения и развития гибкости нашего мышления?

Оставим пока в стороне результат, или продукт, творчества. Интересно состояние человека, в котором происходит активизация творческого потенциала. Исследования показали, что творчество слагается из определенных циклов. Активным действиям предшествует период «бездействия». Эта пауза и есть одна из самых важных и значимых составляющих в процессе творения. Она может быть очень длительной, а может — совсем короткой, почти незаметной, но она всегда есть. Об этом психологическом феномене паузы — состоянии пред-творчества — известно уже довольно много. И, несмотря на уникальность творческих проявлений каждого человека, удалось выявить общие признаки этого состояния у разных людей.

Все внимание человека во время, предшествующее «озарению», направлено на настоящее, на присутствие здесь и сейчас, безо всякого беспокойства о будущем и сожаления о прошлом. В этот момент очень важно сосредоточиться на своих ощущениях, на окружающих человека звуках, красках, запахах.

Похожее состояние мы видим у детей во время игры. Становится понятным, что истоки творчества лежат в дет стве, в детском восприятии мира, и творчеству можно и нужно учиться у детей. Наблюдая за детьми, мы можем вспомнить то, что было утрачено в процессе взросления. Дети открыты, эмоциональны, они живут настоящим, все время что-то придумывают; их творческой активностью можно восхищаться бесконечно. Таким образом, творчество неразрывно связано с радостью, фантазией, интуицией.

Ведущая роль в пробуждении творчества в любом возрасте принадлежит игре, игровому восприятию. Пришло время переоценить серьезность «несерьезных» игр. И предоста вить им достойное их значения место в нашей жизни. Радостная непосред ственная игра поддерживает полет фантазии, дает возможность выразить себя. Настоящая игра — это прежде всего здоровое удовольствие. Согласитесь, что подобных удовольствий современная цивилизация предлагает человеку не так много.

Сегодня места для настоящих здоровых игр остается все меньше. Человечество становится все более и более серьезным. Словом «игра» подменяют самые разные процессы и явления, к подлинной игре не имеющие никакого отношения (казино, игровые автоматы, спортивно-массовые мероприятия, разного рода биржи, компьютерные игры и многое другое). А с детьми играют все меньше. Даже в благополучных семьях, где детям уделяют много внимания, зачастую распространено мнение, что игра — это пустая трата времени. Многие заботливые родители склонны не по возрасту нагружать ребенка информацией. Хотелось бы, чтобы стало понятным, что перегрузка конкретной информацией, как и любое другое «перекармливание», приводит к подавлению творческих способностей. Для творчества просто не остается места и времени.

Если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал и поддержать творческое развитие ваших детей — выделите жизненное пространство для радостного игрового времяпрепровождения. Фантазируйте и поощряйте фантазии ваших детей. В такой игре ума ярко проявляется человеческая индивидуальность. Возникает чувство неограниченной свободы. И это радостное чувство свободы можно перенести на любую деятельность.

Жизнь людей, имеющих возможность поиграть и пофантазировать в свое удовольствие, эмоционально становится гораздо богаче. В семьях, где находят время для веселых игр, теплый и доверительный психологический климат.

Люди, обладающие гибкостью мышления, получают больше здоровых удовольствий от жизни, более востребованы в современном мире и более устойчивы к жизненным испытаниям.

Когда вы готовы пойти своим пу тем по нехоженой тропе — вас перестает беспокоить чувство конкуренции и соперничества, уверенность в себе помогает осуществлять порой самые невероятные планы, являя миру удивительные рукотворные чудеса. Трудно себе представить, что храм Василия Блаженного существовал когда-то лишь в воображении древних русских зодчих, был их дерзкой и прекрасной мечтой...

Мир меняется, и мы неизбежно меняемся вместе с ним, но как же важно в этом мире идти своим собственным путем, сохранить и преумножить те таланты, которые вложил в нас Творец, и самое главное — в душе остаться детьми

<<< Назад к статьям